Динара ([info]from_there) wrote,

Ханами

все приходят посмотреть на сакуруСакура у нас пока еще не цветет, но, сдается мне, скоро таки решившая вернуться к нам зима уже таки устанет и пойдет морозить другое полушарие, а у нас будет ханами.

Думается мне, что не так уж и много людей, которые не слышали бы о ханами - японской традиции любования цветами сакуры. Да не просто любования, а превращение этого эстетического процесса в отличный повод ... выпить. Однако, все гораздо сложнее, чем может покачаться на первый взгляд: традиция любования цветами сакуры уходит корнями в далекое прошлое, в эпоху Нара, в восьмой век...

Само слово "ханами" состоит из двух: "хана" - "цветок" и "ми" - "смотреть, любоваться". По сути любоваться можно любыми цветами, и это тоже будет "ханами", но только в этом случае будет введено пояснение: "любование цветами лотоса", "любование цветами персика" и т.д. А вот для сакуры таких пояснений не нужно, одного слова "ханами" достаточно. Даже, наверное, вот так: "Ханами", с большой буквы.

Как же так получилось, что любуются именно сакурой?

Впрочем, на заре этой традиции люди ходили любоваться цветением сливы ("умэ")... Так в первом японском поэтическом сборнике под названием "Манъёсю" (вот тут) под словом "цветок" ("花") подразумевалась именно цветущая слива. Как говорят, слово "Леспедеца" (萩) встречается в "Манъёсю" в 141 стихах, "слива" (梅) - в 118 стихах, а вот сакура (桜) - только в 44. (ссылка хорошая, но при ее открытии открывается еще и куча всякой рекламы...) Как и многое в японской культуре, традиция любоваться сезонными цветами пришла в Японию из Китая, и как многое, эта традиция довольно быстро ояпонилась, слилась с японскими обычаями... Если китайцы просто любовались этой мимолетной красотой, японцы же как всегда совместили пришедшее издалека со своим, с родным, а именно – с синтоизмом.

сакура у синтоистского храма

В Японии цветы заменяли календарь: зацветающая слива была сигналом к началу посевных работ. Ну а поскольку просто так сами деревья таких знаков давать не могли, без вмешательства богов тут не обходилось: ну кто как не боги может так заботиться о крестьянах да оповещать их о начале весны? А с богами, как известно, надо быть осторожными и вежливыми: если они о чем-то предупредили, надо быстренько их поблагодарить. Японцы верили, что их боги тоже любят гулять и веселиться, поэтому и оставляли у корней деревьев угощения для богов. Совместить китайскую с японской традицией пришло в голову одному из императоров эпохи Хэйсэй (794–1185 гг), где-то в IX веке. Некоторые источники (в том числе и японские) утверждают, что тогда же начали любоваться именно сакурой в первую очередь, впрочем, другие источники говорят, что "ханами" стало обозначать любование именно сакурой чуть ли не в прошлом веке только...

нежные цветы сакуры

Как бы то ни было, аристократы позволили себе не просто угощать богов, но и угощаться там же. Эта традицию – собираться под цветущими деревьями и радоваться жизни (читай: «пить сакэ») –подхватили пришедшие к власти самураи, а в эпоху Эдо – период закрытости и стабильности – и простые японцы стали приходить с семьями да с друзьями посидеть под цветущими деревьями сакуры да полюбоваться, как нежные лепестки сакуры падают в их чашки с сакэ (читай: «выпить» - этот практичный подход сохранился и в сегодняешних ханами :))).

не очень хрупкие девушки и много пива

Тем не менее, отношение к ханами и процесс любования да выпивания у разных слоев населения был различен.

Аристократия – любители утонченных развлечений, поэтому собирались они в саду под цветущими деревьями и слагали стихи. Ну а какие стихи без сакэ? Ну а какой аристократ станет просто пить? Так появилось развлечение "кёкусуй-но эн". "Кёкусуй" – это ручьи в парке с очень извилистым руслом, с кучей поворотов. И вот аристократы садились вдоль этого русла и пускали по неспешному течению ручья кувшинчик с сакэ. Пока этот кувшинчик плывет от одного к другому, этот другой должен сочинить танка. Сочинивший ловил проезжающий мимо кувшин, наливал себе сакэ, и пускал кувшинчик к следующему. Так, хочешь не хочешь, а при дворе все были поэтами. Занятно, что в одном из районов Тоямы ежегодно в апреле тоже проводится"кёкусуй-но эн", хотя, сдается мне, прямых потомков аристократов из императорского дворца в большом количестве там не живет :)))

а эти сами плавают

Самурайство подходило к вопросу более просто. Самураи вообще народ простой и в определенном смысле аскетичный, дзэн придумали самураи. Ну и еще они более практичны: так, например, второй из трех объединителей страны, Тоётоми Хидеёси (1537-98), использовал "ханами" для демонстрации и укрепления своей власти. И еще, насколько я могу судить, без особой причины, самураи не ходили любоваться цветами большими толпами.

мое путешествие в прошлое

Ну а простой народ просто ходит смотреть на красоту природы. Ходят они и семьями, и толпой народа с работы, и просто с друзьями; ходят и организованно (это когда кто-то утром рано бежит занимать место, расстеливая на земле подстилку, и ждет, пока следующий "держатель места" придет на смену), и стихийно (например, идут есть в ближайший парк); любуются они и в самых популярных, "официально одобренных" местах, и в ближайшем сквере...

простой народ

Говорят, что сакура стала основным объектом любования в эпоху Эдо, когда Ёсимунэ, восьмой сёгун Токугава, приказал посадить в пригороде Токио целыми рощами деревья сакуры. Он вообще был большим озеленителем: посадил много ивовых деревьев, много сосен... И вот, как опять же утверждают многие источники, народ повадился ходить любоваться цветением сакуры... Более того, это стало年中行事 ежегодным мероприятием, которое нормальные японцы стараются не пропустить. Впрочем, в остальной части Японии тоже ходили любоваться цветами сакуры, только не в садах они собирались, а шли в горы смотреть на дикую вишню. И называлось это тогда не "ханами", а "яма-асоби" (山遊び) – "развлечение, отдых в горах". Не исключено, что нынешнее "ханами" как раз именно от этих горных прогулок и пошло.

дети под сакурой

Ну а мои соображения о том, почему японцы любят сакуру, я уже описала.

FH000003 Под занавес – ссылки на некоторые источники:

на японском:
история ханами
Тот же сайт, но в этот раз его заглавная страница: все о сакуре, там вы найдете ответы даже на те вопросы, которые вам в голову не придут :))))

На английском языке:
Википедия о ханами
Сайт с говорящим названием: Japan guide
личные впечатления о ханами одного англоговорящего товарища - длинно, но занятно местами :)))

Ну и под финал просто ссылки:
скринсейвер с подающими лепестками сакуры
подборка фотографий
Tags: их нравы, погода и природа, сакура

  • Post a new comment

    Error

  • 82 comments

[info]litprince

March 16 2007, 07:10:06 UTC 5 years ago

все выглядит очень красиво на фотках)

но вот вспоминается, как это выглядело вживую.
бешеные толпы занимают пакетные места в парке Уэно. Приходят рабочим составом в строго отмеченный обеденный перерыв. снимают шузы и плюхаются на свои клеенчатые скатерти.

пьют пиво, заедают бентой. при этом сакура - лишь повод, чтобы вылезти вот так всем составом. про красоту никто не помнит. и лишь приличия ради слышны восклицания "кирей" (этот как ацуй летом). особенную прелесть подобным пикникам придают голуби, которым все равно, что внизу сидят люди. почти каждому достается кусочек белого счастья)))

не знаю, у меня это их ханами вызвало какой-то приступ отрицания.
хотя, наверно, есть все-таки где-нибудь глубоко в деревнях люди, действительно восхищающиеся сакурой, а не пользующиеся ей во имя укрепления корпоративного духа.

[info]shepa

March 16 2007, 07:20:54 UTC 5 years ago

Exactly

http://shepa.livejournal.com/49934.html

[info]kartamira

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]litprince

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]litprince

5 years ago

[info]solipse

5 years ago

[info]eloiza18

March 16 2007, 07:44:34 UTC 5 years ago

Очень красивые фотогравии! И яркие, цветнастые! Прикольный японский гондольер! А песни он при этом не поет случайно? :0)))

[info]shepa

March 16 2007, 07:50:08 UTC 5 years ago

Ещё бы

http://shepa.livejournal.com/50498.html

[info]from_there

5 years ago

[info]eloiza18

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]eloiza18

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]i_stargazer

March 16 2007, 07:56:13 UTC 5 years ago

Очень красивые фотографии! Так и хочется, чтобы сакура уже распустилась поскорее...) Спасибо)

[info]from_there

March 16 2007, 08:08:16 UTC 5 years ago

Спасибо на добром слове :))

Точно :))) На этот год у меня уже прямо план есть, куда пойти чего смотреть :)

Ну и твоих фото и стихов тоже буду ждать :)

[info]e_knot

March 16 2007, 08:12:43 UTC 5 years ago

Легкомысленно и цветочно

Вот спасибо, Динара!
Отличный пост, красивейшие цветы. У нас пока снег да снег кругом, а тут прямо-таки весеннее откровение :)
И особенно мне запала в душу традиция "кёкусуй-но эн". Ах, как это душевно, как утонченно ;)
Давно говорила, что японская культура мне близка, как своя рубашка к телу :))))

На самом деле, меня очень трогают традиционно японские проявления мировоззрения. Именно в таких тонких вещах как отношение к весенним цветам, к примеру.

Смотрю на ветки сакуры, а чудится мне прекрасный горбоносый юношеский профиль с раскосыми бездонно-черными глазами, ну что за фантазия ))) пойду еще книжку Мурасаки Сикибу полистаю.

[info]from_there

March 16 2007, 08:25:23 UTC 5 years ago

Спасибо на добром слове :))

:)))

У нас самих пока хотя и солнечно, но морозно почти (ну да, градуса 2-3 выше нуля, но все равно холодно еще :)))) Так что захотелось о весне повспоминать :)

Юношу теперь я тоже увидела, занятно... не обращала внимания :)))

На наш кёкусуй-эн попробуем в этом году съездить. Если получится - потом расскажу :))

[info]e_knot

March 16 2007, 08:33:00 UTC 5 years ago

Обязательно расскажите!
Кстати, была у нас такая традиция с друзьями - собираться летом на даче и писать коротенькие стихи по кругу, передавая кубок с вином. Ну или шампур с шашлыком. То-то я думаю... :)))

[info]from_there

March 16 2007, 09:04:39 UTC 5 years ago

А если следующий продолжает стих предыдушего, то это уже рэнга получается :))

Хорошая традиция у вас была )))

[info]e_knot

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]karina_yem

March 16 2007, 09:17:57 UTC 5 years ago

ой...красота невероятная.......... Понятно, что под такое цветение просто нельзя было бы не придумать какие то празднования....события.... обалденнннно просто.... Спасибо, Динар!

[info]from_there

March 16 2007, 09:24:01 UTC 5 years ago

Спасибо :))) Сколько вижу, столько не устаю поражаться и радоваться... Японцы вообще любят, например, посадить одинаковые деревья вдоль реки, или высадить целое поле тюльпанов или космосов, а потом приходят и любуются... Оно еще оттого так сильно и впечатляет, что их так много сразу :)))

[info]karina_yem

5 years ago

[info]shisanmei

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]ex_ex_mcm69

March 16 2007, 09:38:31 UTC 5 years ago

Хочу на цветение ((:

[info]from_there

March 16 2007, 15:27:34 UTC 5 years ago

приезжай, посмотри ;))

[info]shisanmei

March 16 2007, 10:00:34 UTC 5 years ago

последнее фото - удивительная кристальная чистота!

[info]from_there

March 16 2007, 15:24:44 UTC 5 years ago

Рада, что понравилось: это моя любимая аллея :))

[info]ra_net_ka

March 16 2007, 10:10:51 UTC 5 years ago

Божественно!!!

[info]from_there

March 16 2007, 15:23:44 UTC 5 years ago

да, весна создаёт совершенно особую атмосферу :))

[info]kaerlynn

March 16 2007, 10:31:10 UTC 5 years ago

Офф

Дина, ты не знаешь, почему Женя журнал удалила? Как-то не по себе.

[info]from_there

March 16 2007, 15:13:33 UTC 5 years ago

Еще не звонила, попробую завтра узнать. Но не исключаю, что она завалена работой и отключила ЖЖ, чтобы соблазна даже не было...

[info]kaerlynn

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]kaerlynn

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]sean_mcgregor

March 16 2007, 10:42:03 UTC 5 years ago

Не, а правда - где весна обещанная, а?
Это ж ужОс какой-то на улице!!! Какое тут ханами нафик...

[info]from_there

March 16 2007, 15:11:45 UTC 5 years ago

О! У вас там тоже еще не весна? У нас в этом году чуть ли не холоднее, чем в прошлом, хотя все говорили, что в прошлом была весна - холоднее некуда, и сакура зацвела в прошлом году на неделю или даже полторы позднее...

[info]from_there

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]agendaz

March 16 2007, 11:45:32 UTC 5 years ago

Красиво, но как плотно все сидят! Их так много? Или просто все выходят одновременно любоваться?

[info]from_there

March 16 2007, 15:05:43 UTC 5 years ago

Ну на той конкретно фотографии явно компания сидела :)) Так что там все рядом друг с другом поближе сидят. Но в общем и целом, могут и весьма плотненько сидеть, если где-то места мало. :))

[info]bulterier

March 16 2007, 13:44:49 UTC 5 years ago

прекрасный рассказ - мнтересный и очень какой-то добрый, Вы умеете :))

и очень мне понравилась традиция с "плавучими" кувшинчиками сакэ...:)

[info]from_there

March 16 2007, 14:51:34 UTC 5 years ago

:)) Спасибо :))

Эти "плавучие" кувшинчики меня саму очень впечатляют... Как-то очень хочется самой попробовать посочинять :)))

[info]bulterier

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]bulterier

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]_kizune

March 16 2007, 17:46:00 UTC 5 years ago

загляденье!)))
сакура прекрасна как невеста!
особенно впечатляют фото, где скопление белых цветов))))
сразу кажется, что ощущаешь сладкий запах цветения))))))

да, нашу русскую весну так любить не получится, как японскую...

мы тоже в детстве и студенчестве вот так - от одного к другому - стихи сочиняли
это эдорово!

[info]from_there

March 17 2007, 02:55:24 UTC 5 years ago

Японская весна изначально теплее, после гораздо более теплой зимы, ей проще быть красивой :)))

В этот раз в фотографиях сделала акцент на само ханами, просто цветы еще тоже отдельно постить буду: очень уж нравится мне не только любоваться, но и фотографировать все это дело :)))

[info]smalgin

March 16 2007, 18:38:02 UTC 5 years ago

Спасибо!
Запостил на тебя ссылочку в своем ЖЖ.

[info]from_there

March 17 2007, 02:52:30 UTC 5 years ago

Спасибо )))

[info]gyve

March 17 2007, 04:58:02 UTC 5 years ago

))))
+ познавательно

[info]from_there

March 17 2007, 05:08:20 UTC 5 years ago

спасибо. Мне самой интересно было подокапываться, с чего все началось )))

[info]yamamichi

March 17 2007, 08:21:03 UTC 5 years ago

какие фотографии!! это (извините. не могу сдержаться -_-) не плёнка?

[info]from_there

March 18 2007, 01:28:32 UTC 5 years ago

Спасибо. По большей части - пленка, но тории, сакура крупным планом и дети под сакурой - цифромыльница :))

[info]yamamichi

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]yamamichi

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]tincta

March 17 2007, 23:08:52 UTC 5 years ago

Безумно красивые фотографии *))) Очень хотела бы посмотреть вживую, но не уверена, что чем-то можно действительно наслаждаться в такой толпе народа :\

[info]from_there

March 18 2007, 00:54:22 UTC 5 years ago

ну кто ж сказал, что на ханами, куда ни пойди, везде дикие толпы народа? :)))

[info]tincta

5 years ago

[info]from_there

5 years ago

[info]dv_hansen

March 24 2007, 07:05:18 UTC 5 years ago

Ад для аллергика... Просто ад.


:) с приветом из этих... байкальских гор вобщем!

[info]from_there

March 25 2007, 02:25:59 UTC 5 years ago

Хм, как-то первый раз слышу про аллергию на сакуру.. *задумалась*

[info]konstansa

November 26 2009, 05:35:47 UTC 2 years ago

Здравствуйте))
У нас тут спор завязался по поводу сакуры)
Я читала, что сакурой может быть только вишневое дерево вот таких видов
(яп. 桜 или яп. 櫻, читается さくら) — японское название "Ви́шня мелкопи́льчатая". Ямадзакура (山桜 — «горная вишня»), Яэдзакура (八重桜 — «вишня с удвоенными лепестками») и сакура Ёсино — производная от Ямадзакуры.

А меня уверяют, что сакурой считается слива, абрикос персик и любое цветущее дерево, главное чтобы без листочков и цвело в строго определенное время.

Мы на шутку мы заспорили)) а я так горячо отставаю вишню, как будто спец)) Мне стыдно будет, если я не права, а так убежденно спорю)) лучше уж я сразу признаюсь в неправоте))
Вы можете наш спор разрешить? Спасибо)

[info]from_there

November 26 2009, 10:20:16 UTC 2 years ago

В Японии четко разделяют сакуру, сливу, персик и все прочее. Без листочков и в определенное время еще, например, магнолия цветет, но назвать ее "сакурой" никто не додумается ))

[info]konstansa

2 years ago

[info]from_there

2 years ago

[info]from_there

2 years ago

[info]konstansa

2 years ago

[info]from_there

2 years ago

Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…