Динара ([info]from_there) wrote,
@ 2008-07-06 01:12:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
немного о жестах японцев
Сегодня я принимала участие в так называемом "кокусай-кямпу" от слов "кокусай" - "междунароный" и "кямпу", который от английского camp, то есть "лагерь". От изначального значения "кямпу" ушло далеко, ни о какой дикой природе речь не шла, мы находились в здании, вот только вечером в субботу на улице костер устроили. Все. В общем и целом, большинство "кямпу", которые мне доводилось видеть, было скорее похожи на мое пионеро-лагерское летнее детство, чем на походные условия с палатками и прочими атрибутами. Но это я увлеклась, в общем-то я не о том. Я о детях.

Этот "кямпу выходного дня" (на субботу-воскресенье) организован мэрией города для учеников вторых классов средней школы, то есть 13-15 летних. Цель - расширение кругозора посредством знакомства с жителями других стран. Одним из таких жителей была я. Еще рассказывали при Китай, Корею, Новую Зеландию параллельно с Нидерландами (потому как рассказывал житель Новой Зеландии, родившийся в Голландии). Кроме нас, обладающих почти что сакральным (с точки зрения устроителей мероприятия) знанием, было еще трое сотрудников мэрии собственно. И 35 японских детей. Когда мы ужинали, кореянка уточнила: "А они точно в средней школе учатся? Уж больно на младшеклассников по поведению похожи". Дело в том, что если придти в школу и провести урок про свою страну, можно очень хорошо прочувствовать разницу между атмосферой в классе младшей школы, средней и старшей. Для себя я сформулировала это так: "в младшей дети еще не знают, чего нельзя делать, в старшей - знают, что можно делать, а в средней - уже знают про "нельзя", но еще не уверены насчет "можно"." В результате в средней школе на уроки тишина порой просто мертвая, на вопросы отвечают с большим трудом, вообще предпочитают дети из себя статуи изображать. А потом, на перемене могут бежать вслед и уже в коридоре, когда никто не видит, поделиться впечатлениями и/или вопрос задать. А тут эти 35 детей вели себя так, словно ни про какое "нельзя" им никто не рассказывал. Но это было на ужине, про него потом.

А в начале как водится были танцы про начало мероприятия. Для разогрева и снятия скованности моя китайско-американская коллега из мэрии города-устроителя мероприятия придумала в общем-то интересную систему знакомства друг с другом. Очень интересную и даже, наверное, способную подействовать где-нибудь в США и даже в России, например. Смысл ее следущий. Каждый представляется по-английски (вы еще помните, что наш "кямпу" был международным? как же без дозы английского), сказав: "Hi, my name is ***", и завершить это дело каким-нибудь движением. Любым. Затем все в ответ говорят: "Hi ***, nice to meet you!", и делают точно такое же движение. Представили? В общем и целом - отличная задумка. Вот только первой начала как раз упомянутая коллега и в качестве движения предложила подпрыгнуть, поджав ноги, раскинув руки и с радостным писком. "Оригинально", - может быть, скажете вы. "Оригинально", - подумали про себя дети и не стали повторять это движение. Подпрыгнули только мы, учителя. Хм. Возникла некоторая неловкая пауза. Коллега моя - девушка молодая, задорная и оптимистка. Она не стала унывать и просто предложила повторить. Со второй попытки к писку четырех учителей присоединились еще несколько тихих попискиваний наиболее отважных или просто ответственных девочек (вообще-то девочек в таких мероприятиях большинство, около 80% примерно). Большая часть народа так и осталась стоять.

Неунывающая коллега просто похвалила наиболее смелых, сказала, что "это было круто!" и повернулась к стоящей слева от нее девочке. Девочка остекленела, побелела, побледнела, потом покраснела и даже немного отвернулась. Попыталась сделать вид, что ее нет, а это просто ну... галлюцинация. Особо молчаливая. Но коллега у меня не сдается (потому как см. выше), и всего-то через две-три минуты девушка выдавила чуть слышное "Hi, my name is". Имя ее я не расслышала. Ну а дальше надо было делать движение. Все затаили дыхание. Девушка уже не только бледнеет и краснеет, она явно хочет просто исчезнуть. Но коллега у меня... Ну, вы уже поняли. Еще две минуты - и девочка делает ... знак "пис" (да, который на картинке по ссылке, а не то, что вы подумали). Все облегченно вздыхают и даже делают ответное найсу_цу_мито_ю вкупе с движением. И наступает очередь следующей девочки. Девочка тоже пару минут сомневается и потом таки произносит заветную фразу. И готовится поднять руку в том же знаке. И тут коллега делает ход конем произносит фразу, от которой по кругу проносится ропот: "Повторять движения, которые уже сделаны кем-то, нельзя". Но девочка оказалась умная и ... подняла две руки со знаком "пис". Потом пошло быстрее, следующие десять детей делали различные вариации на тему поднятия руки с оттопыренными какими-нибудь пальцами ("пистолеты", рокерская "рогатка", три пальца - большой, указательный и средний; ну и варианты положения рук). Потом дошла до меня очередь, я решила не прыгать, так как это явно никто пока еще не готов был сделать, обдумывала вариант с приседанием, но отвергла так как сильно на физзарядку похоже было, а хотелось разрядить атмосферу. В результате я сделала следующую комбинацию: стукнула кулаками друг об друга, а затем три раза хлопнула в ладоши. Мой расчет оправдался и потом таки несколько человек хлопали в ладоши разное количество раз. Правда, последняя девочка хлопнула в ладоши n-ное количество раз - что-то около десяти, но никто не запомнил, сколько. Но все честно повторили. Только кто-то 7, кто-то 8, кто-то 10... Было немного странно, но мы плавно перешли ко второй игре, и неловкость сгладилась...

P.S. Но, как я сказала, потом на ужине они уже чувствовали себя бодрее, а в самом начале они все еще оставались учениками средней школы...

to be continued



(Post a new comment)


[info]djibriil
2008-07-05 06:39 pm UTC (link)
Представил прыгающих учителей с радостными попискиваниями....

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-06 11:25 am UTC (link)
Дык, а что оставалось? ))
Я вон даже на секунду задумалась, могу ли я посаботировать вместе со школьниками, но сразу же поняла, что нет ))

(Reply to this) (Parent)


[info]shisanmei
2008-07-05 06:41 pm UTC (link)
Необычный способ для знакомства :))))

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-06 11:22 am UTC (link)
Оригинальный ))

(Reply to this) (Parent)


[info]vasionok
2008-07-05 07:10 pm UTC (link)
"айс-брейкеры" в США любят, даже взрослые люди
а вот в России как-то не встречал

(Reply to this) (Thread)


[info]glorfindeil
2008-07-05 11:59 pm UTC (link)
Потому как у нас лучший "айсбрейкер" (фу слово-то какое гнусное), как прекрасно сформулировал товарищ Матроскин: "Совместный труд, для моей пользы, он объединяет". ;-)

А ещё лучше совместный замах с закусоном.

(Reply to this) (Parent)


[info]from_there
2008-07-06 11:22 am UTC (link)
Есть такое дело ))

(Reply to this) (Parent)


[info]bezim
2008-07-05 07:37 pm UTC (link)
Динар, а почему она сказала, что нельзя повторять движения? Ради игры?

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-06 11:21 am UTC (link)
Иначе бы почти все бы этот "пис" показывали бы ))

(Reply to this) (Parent)


[info]live_yarillo
2008-07-09 04:02 pm UTC (link)
в идеале нейм, должен сопоставляться с жестом - так проще запомнить, чем просто четыре десятка имен, да еще иноязычных к тому же.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bezim
2008-07-09 11:10 pm UTC (link)
понятно, спасибо!

(Reply to this) (Parent)


[info]ati_anta_gata
2008-07-06 12:28 am UTC (link)
Это просто умора! Особенно когда я увидел пис по ссылке. Да детки там совсем не тоже самое, что тут в штатах :) Мой шестилетний сын при восхождении на гору успевает спросить у спускающихся как у них дела, как зовут их собаку и похвалить за красивое имя :)

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-06 11:19 am UTC (link)
Шестилетние тоже тут много чего могут, все описанное в первую очередь для учеников средней школы характерно, то есть от 12 до 15 лет ))

(Reply to this) (Parent)


[info]jey_ka
2008-07-06 02:06 am UTC (link)
Знакомо :), хотелось бы услышать анализ /или хотя бы попытку анализа/ этой проблемы. Очень интересно, очень беспокоит. Буду особенно рада развернутому ответу (можно даже в виде отдельного поста).
Причина интереса: мой ребенок ходит в японский сад, и я вынуждена вместе с ним познавать премудрости системы. Практически необъяснимо, но складывается впечатление, что японские дети другие на генном уровне - все коллективные игры, ожидание этих игр (порой по времени превышающее саму игру), многочисленные запреты и полное подчинение даются им значительно легче, чем нам, хотя мы ОЧЕНЬ стараемся...
Разница, конечно, не глобальная, но она есть. Интересно, почему? И уж совсем интересно узнать причину, почему они такие разные в младшей, средней и старшей школах?

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-06 11:18 am UTC (link)
Я так понимаю, что разница в домашнем окружении с первых дней рождения. Ну и всей истории Японии. Тут даже сложно вычленить отдельные аспекты, тут ничего и не скажешь, кроме так "так уж повелось исторически"...

Ну и не вижу в этом проблему...

))

(Reply to this) (Parent)


[info]tikhaya_ochen
2008-07-06 02:27 pm UTC (link)
дети разные от рождения. Это ощущается уже на уровне роддома.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]jey_ka
2008-07-06 02:35 pm UTC (link)
Да, у меня была возможность в этом убедиться - я в Японии рожала :)

(Reply to this) (Parent)


[info]shine_ya
2008-07-06 02:16 am UTC (link)
Хе-ххе, забавно как. Это почему же они так смущались? Ведь если учителя делают, то и ученикам можно, тем более специально говорят, что надо делать. У нас бы вот дети порезвились!

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-06 11:16 am UTC (link)
Потому что ученики средней школы, так уж исторически повелось ))

(Reply to this) (Parent)


[info]tikhaya_ochen
2008-07-06 02:26 pm UTC (link)
Про различие в поведении учеников разных ступеней - хорошо сформулировано. Я в первый раз была в некотором обалдении от контраста.

И вообще интересно. Буду ждать продолжения.

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-06 10:38 pm UTC (link)
Спасибо ))

(Reply to this) (Parent)


[info]shishimai
2008-07-06 03:19 pm UTC (link)
весело у вас ))) т.е. это только период в жизни японского школьника, хотя подозреваю, что многие в нем застревают надолго.

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-06 10:36 pm UTC (link)
Насколько я могу судить, особенности поведения взрослых немного другими причинами объясняются, хотя есть общие моменты ))

(Reply to this) (Parent)


[info]reichal
2008-07-06 05:50 pm UTC (link)
Да, смелая у Вас коллега.))) С маленькими детишками это может и прошло бы, но не с подростками. Мне нравиться, что у вас там такие серьёзные детки, в Росси даже в старших классах подростки не знают "нельзя")))

Я почему-то представила, как кто-то показывает средний палец и ему вторят множество подростков с таким Hi...-каталась под стулом^_^

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-06 10:35 pm UTC (link)
Вот это одна из вещей, которых тут можно не опасаться )))

А про деток я еще немного расскажу

(Reply to this) (Parent)


[info]hanselblonde
2008-07-07 05:42 am UTC (link)
Супер! Очень интересно! Забавные какие ребяты. Фанаты "писа". Будучи в Японии кстати тоже начинаешь повсюду делать этот знак. Заразительно блин))))
С нетерпением жду продолжения.

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-07 06:17 am UTC (link)
Да, причем уже потом не замечаешь, как этот знак и в России при фотографировании, например, начинаешь показывать ))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]hanselblonde
2008-07-07 06:32 am UTC (link)
Вот вот) И еще так глупо улыбаться, так Ыыыыыы!!!

(Reply to this) (Parent)


[info]gyve
2008-07-09 06:17 pm UTC (link)
Прошу прощения, но не удержался спросить - японцы загадали слово так:
「何やってんの」英語半角小文字スペース余計なコンマ無し
※エキサイト
какое это слово и на каком языке? :)

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-09 10:21 pm UTC (link)
Пока не поняла )) Что именно? Эксайт?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gyve
2008-07-10 04:29 am UTC (link)
насколько я понял - нет :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]from_there
2008-07-10 07:42 am UTC (link)
Я просто вопрос ваш в принципе не поняла... Можно еще раз?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gyve
2008-07-10 11:31 am UTC (link)
Да лан, не важно, если для решения данной задачки нужно приложить усилие, оно не стоит того.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]from_there
2008-07-10 10:38 pm UTC (link)
)))

(Reply to this) (Parent)

Ржаки
[info]design_girl
2008-07-10 08:07 pm UTC (link)
Смешно у вас там :))

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-10 10:35 pm UTC (link)
Ох, не то слово ))

(Reply to this) (Parent)

Off
[info]genys
2008-07-14 06:26 am UTC (link)
Спасибо за новый подкаст про землетрясения!
Очень важно и нужно.

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-14 01:43 pm UTC (link)
Спасибо на добром слове. Очень приятно, что это может оказаться полезным. Если я не очень удачно где-то выражаюсь и вообще если надо еще что-нибудь пояснить - всегда с удовольствием. Просто я не очень хорошо умею в микрофон говорить, да и временные ограничения давят...

(Reply to this) (Parent)


[info]timaktaev
2008-07-14 08:35 pm UTC (link)
после прочтения комментариев почувствовал себя в зоопарке, простите...

;)

(Reply to this) (Thread)


[info]from_there
2008-07-14 09:56 pm UTC (link)
Люди - очень разные ))

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…